Стартап школа: Брест, Гродно

В Беларуси есть организация, Стартап школа. Люди, которые болеют стартап движением в этой прекрасной стране. Предложили поделиться опытом и знаниями с молодыми стартаперами, рассказать про философию Lean и быть экспертом пару дней на паре занятий.

О том, как прошли мои среда и четверг, а также о самой теме под катом

2016-09-15_22-14-49

Вообще, первый вброс «Интересно ли тебе поучаствовать со стороны экспертов» был заброшен организаторами примерно весной. Тогда мы впервые встретились, выпили кофе и пообщались на тему Стартап школы.

Вообще, чтобы было понимание, Стартап школа — это вроде кружка по интересам для начинающих предпринимателей или людей, кто хочет сделать свой проект, но не знает с чего начать. У меня по этому поводу есть небольшой томик. Кстати, как раз так сошлось, что томик был выпущен незадолго до предложения.

Прошло время, позвонили организаторы, сказали «пора» и в среду, 14.09, мы стартовали командой из четырех человек, стартовали в Брест на второе занятие. Первое было неделей ранее.

Доехали быстро, без происшествий. Тихо, мирно, спокойно. Общались, читал, работал в пути. А что? 21 век, приконнектил телефон, расшарил интернет на лэптоп и вуаля.

Приехали в технопарк Бреста, там нас встретили местные товарищи-организаторы, все подключили, настроили и пошло поехало.

Lean — это философия создания проекта. В переводе с английского, означает бережливый, тощий, бюджетный. От себя добавлю — гибкий. Это подход, при котором вы вкладываете минимум средств и получаете результат. Да, надо вложить много времени из-за этого. И провести предварительную работу, о которой многие стартаперы-новички забывают.

Сейчас уже не работает: дайте мне 50 000 $, я буду полгода пилить продукт, потом выкачу то, что никому не надо. Сейчас работает: сформулировал гипотезу — протестировал — собрал данные — сделал выводы — повторил сначала.

HADI (Hypothesis, Action, Data, Insights) — циклы HADI как раз про это. Сначала мы составляем список гипотез, которые у нас есть, дальше делаем действия, чтобы их протестировать и собираем данные. После полученные данные анализируем и делаем выводы. На основе выводов — формируем новые гипотезы. И так по кругу.

Постой, Кир, и сколько кругов так надо сделать? Нормальный вопрос. Ответ: до результата. Его необходимо обозначить перед тем, как что-либо делать. Какой-либо измеримый, конкретный результат. Например, найти рабочие сегменты ЦА. Или увеличить кол-во подписок в месяц в 2 раза.

Стоит набросать как можно больше гипотез, хотя бы штук 30. И расписать к ним 2 столбца: «время реализации» и «сложность». На будущее — начинать надо с быстрых и простых.

Первое, что необходимо по Lean-методологии, это сформулировать проблему и подтвердить её. Сделать это можно простым способом — провести опрос.

Пример опросника:

  1. Сколько у вас друзей, коллег, знакомых с такой же проблемой?
  2. Каким образом вы сейчас решаете проблему?
  3. Какие альтернативные решения вы пробовали?
  4. Оцените по шкале от 1-10, насколько большую «боль», дискомфорт, неудобство вам причиняет данная проблема.
  5. Оцените по шкале от 1-10, насколько для вас важно срочно найти решение данной проблемы.
  6.  Вы готовы заплатить «конкретная цифра», если я предложу вам решение сейчас?

Его можно модифицировать, адаптировать под свой проект, свою целевую аудиторию и продукт, который собираетесь пилить. Определили кому это интересно, где можно найти эту аудиторию, выходим на неё и общаемся. Если это b2c — 100+ ответов, если это b2b — 30+, если это директора крупных предприятий — и 10 интервью будет достаточно.

Пообщайтесь, соберите обратную связь, получите информацию. Дальше уже принимайте решение, что делать с проектом. Это сэкономит массу времени на разработку продукта, который может быть никому и не нужен. А еще сэкономит вам денег. И нервы после расстройства :)

Было еще много чего интересного, и кроме этого. Например, работа в группах, вместе выявляли потребности, адаптировали опросники под конкретный проект, устраивали интерактив и определяли сегменты целевой аудитории. Скажу честно — работа с аудиторией — выматывает. Устаешь за 3 часа.

После занятия в Бресте, мы отправились в агроусадьбу за городом, где благополучно поужинали и переночевали. Утром — завтра и поработали, отправились в Гродно. По дороге заехали в Брестскую крепость. Отдельно хочу сказать — впечатляет. Эмоции, которые возникают там — что-то новое для меня.

По дороге пытались найти место, где можно было бы пообедать, поэтому задержались и приехали на занятие с опозданием в 20 минут. Несмотря на это, обстановка была более открытой и дружеской. Все участники активно принимали участие в процессе, несмотря на то, что сначала были зажаты и скованы.

После обоиз мероприятий были вопросы, уточнения, неформальное общение. Приятно, когда можешь поделиться своими шишками с другими и предостеречь их не наступать на грабли.

Возвращаемся в Минск.